Дефицит в СССР – как это было?
Одно из явлений, безусловно характеризующее советский образ жизни, это, вне всякого сомнения, дефицит товаров народного потребления. В различные годы дефицитными становились то одни, то другие виды товаров, но спрос на продукцию некоторых отраслей не угасал никогда. Чтобы купить самые необходимые вещи, не говоря уже о предметах роскоши, необходимо было проявить немалую смекалку. Все усилия направленные на поиск и приобретение нужных вещей, характеризовались емким словом – «достать». Весь «дефицит», как называли непосредственно сами дефицитные товары, нужно было «доставать», отстаивая гигантские очереди, договариваясь «по блату», через родственников, либо с помощью взятки. Нынешнему молодому поколению уже трудно понять и оценить гнетущую атмосферу дефицита, когда привычные вещи становятся плодом самых сокровенных желаний. Трудней всего было приобрести автомобиль и запчасти к нему. Чтобы начать процесс покупки колесного друга, необходимо было записаться в хвост бесконечной очереди и затем провести несколько лет в ожидании непосредственно покупки «железного коня», который стоил, к слову сказать, баснословных денег. К тому же на автомобильном рынке Советского союза сложилась парадоксальная ситуация, когда подержанные автомобили стоили больше новых автомобилей, приобретаемых у государства. Таким образом, советским гражданам приходилось доплачивать за приобретение автомобиля без очереди.
Другая категория дефицитных товаров – одежда, обувь и предметы гардероба. Многочисленные швейные и обувные фабрики Советского Союза выпускали качественную одежду, которая, однако, была далека от модных идеалов современного поколения. Это порождало спрос на модные заграничные «шмотки», которые можно было приобрести за баснословные деньги у особого вида спекулянтов – фарцовщиков. Это сегодня в фирменном бутике Bruno Banani, в Москве, можно приобрести одежду вышеуказанного бренда, в советское время это было невозможно. «Шмотки» полулегально попадали в Советский Союз, через лиц, которые были допущены к поездкам за рубеж – дипломатов, ученых, актеров, певцов и других «выездных» граждан. После пересечения границы их цена многократно увеличивалась, прибыли от фарцовки были баснословными, однако вся эта деятельность была незаконной, и шанс попасть под «недремлющее» око милиции, нависал над «фарцовщиками» дамокловым мечем. Духи Ангел Шлессер, которые в Нью-Йорке стоили десять долларов, после путешествия в СССР, стоили более двухсот рублей что, даже с учетом неофициального курса доллара, приносило неплохой барыш. «Достать» парфюмерию более редких брендов наподобие Лалик, было еще трудней, приходилось довольствоваться местными поделками вроде «Красной Москвы» и знаменитого «Тройного одеколона. Спрос на «шмотки» подстегнул, также, организацию подпольных цехов, по производству одежды и обуви, которая соответствовала мировым стандартам, но стоило гораздо дороже фабричной. «Цеховики» - еще один вид незаконного предпринимательства в Советском Союзе.