Главный принцип Ирины Бобровой
Корпорацию развития Волгоградской области возглавил депутат Волгоградской областной думы Владимир Ефимов.
Новость была воспринята неоднозначно.
Одни считают, что управленческий опыт и связи нового руководителя выведут структуру на новый уровень.
Другие утверждают, что назначение – не что иное, как временное трудоустройство спикера областной думы прошлого созыва. Поэтому улучшение инвестиционного климата не предвидится.
Ирина Боброва, возглавлявшая ОАО «Корпорация развития Волгоградской области» в 2012–2014 гг., в настоящее пытается оспорить свое увольнение в суде (не с точки зрения борьбы за кресло, а с точки зрения нарушения процессуальных норм). К факту смены руководства относится спокойно: «Хочу пожелать Владимиру Ефимову только удачи… Работа предстоит сложная, потому что корпорация – гибкая структура, встроенная в систему административной иерархии. Классические модели управления здесь неприменимы», – заметила Ирина Евгеньевна в интервью нашему корреспонденту.
– Ирина Евгеньевна, лишь небольшое число волгоградцев знают о том, что ОАО «Корпорации развития Волгоградской области» – детище экс-губернатора Анатолия Бровко, который начал работу с громких заявлений о необходимости привлекать в регион инвестиции, о намерении создать фармацевтический кластер, реализовать много амбициозных проектов. Чем Корпорация развития занималась все эти годы?
– Изначально перед Корпорацией ставилось несколько задач. Первая – создать в регионе благоприятный деловой климат. Вторая – подготовить инфраструктуру поддержки малого бизнеса в виде индустриальных парков, бизнес-инкубаторов и т.д. Третья – искать инвесторов, убеждать их приходить работать в Волгоградскую область, снимать для них административные барьеры.
Это классический институт развития, каких много в Европе, США и Канаде. Корпорации развития придают динамику развитию и регионов России, прежде всего – Белгородской, Калужской и Ульяновской областей. Цель корпорации – не только прибыль, но и социально-экономическое развитие региона, рост занятости и доходов населения.
– Какие инвестиционные проекты были реализованы с участием Корпорации развития?
– Вопрос простой и сложный одновременно. Все проекты, которые дают максимальный эффект с точки зрения занятости и прохода новых технологий, имеют отложенный во времени эффект.
Из быстро реализуемых проектов, результаты которого можно реально увидеть, могу назвать строительство отеля под брендом Hilton – на пересечении проспекта им. Маршала Жукова и Второй Продольной.
Наиболее сложный проект – создание индустриального парка в районе пос. М. Горького с терминально-логистическим центром ОАО «Российские железные дороги». Мы планировали перенести туда в течение десяти лет промышленные предприятия из Центрального и Ворошиловского районов, предоставив освободившиеся территории для зон жилой застройки и отдыха.
Но большинство наших партнеров из власти боялись этой сложной работы, ограничиваясь отписками.
– Например?
– Согласование земельного участка для парка и ТЛЦ продолжается третий год. Нам пришлось сделать сотни запросов, согласований. А 24 июня Мингосимущество Волгоградской области сообщило, что это федеральные земли и их использование не представляется возможным. Этого не знали ни городские, ни областные власти, ни сетевые компании, которые проектировали там коммуникации.
Все в городе знают историю о том, как из региона сбежала IKEA. Но мы все же встретились, нашли решение и для них.
– И сколько таких проектов?
– Корпорация участвует в реализации инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций 29,9 млрд руб. В реальности мы полноценно занимались только привлечением инвесторов и их сопровождением по принципу «одного окна». С нашим участием подписано 12 соглашений о реализации крупных инвестиционных проектов. Создание делового климата взяло на себя министерство экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области, а средств на реализацию инфраструктурных проектов нам не выделили.
Несмотря на это, в 2013 г. по сравнению с 2012 годом все основные показатели деятельности корпорации развития улучшились.
– Тогда почему корпорацию развития обвиняют в неэффективности?
– Региональные институты развития очень эффективны при условии четкого взаимодействия органов исполнительной власти. Первые годы так и было. Корпорация развития напрямую подчинялась губернатору, затем его первому заместителю. Руководители давали команды профильным министерствам, которые вместе с нами сопровождали инвестпроекты на всех этапах. Не скажу, что бюрократическая машина работала без сбоев, однако этот процесс контролировался. Результат не заставил долго ждать: в регион потянулись инвесторы.
– А что было потом?
– Потом дважды поменялось руководство региона, сменились приоритеты, произошли кадровые изменения. Сегодня у корпорации развития нет административного ресурса. Необходимое межотраслевое и межведомственное взаимодействие отсутствует.
– Не это ли поставили вам в вину, когда объявили об увольнении?
– Не знаю. Честно… Контракт со мною был заключен сроком на один год. Он истек. Но никто не приходил принимать дела… И мне пришлось продолжать работу, пока один чиновник из министерства по управлению государственным имуществом не привел нового директора.
– Вы имеете в виду Владимира Ефимова?
– Нет, другого человека. Владимир Вячеславович был назначен только на прошлой неделе.
Вообще, в регионе нужно срочно менять порочную кадровую политику, когда руководители государственных учреждений, предприятий и компаний с государственным участием принимаются на работу сроком на один год.
Что можно успеть? И даже не это самое главное. Главное – что разрушается система управления регионом.
Во-первых, человек не видит взаимосвязи личной карьеры с будущим компании. Во-вторых, руководителей ставят перед дилеммой: работаешь плохо – уволят через год, работаешь хорошо, например, выведешь депрессивное предприятие в лидеры – все равно уволят через год, так как найдется человек, желающий воспользоваться результатами твоего труда…
Многих руководителей неопределенность будущего заставляет заниматься не стоящими перед компанией задачами, а решением собственных проблем, налаживанием связей с теми, от кого зависит продление контракта.
– А вы как поступали?
– Мой принцип: делай, что должен, – и будь, что будет. Хочется оставить что-то нужное людям.
– Почему вы посчитали свое увольнение незаконным и подали в суд? Ведь ваш контракт окончен?
– В прошлом году у меня была аналогичная ситуация. Контракт закончился и никто не приходил принимать дела. Несколько месяцев я находилась в подвешенном состоянии. Постоянно спрашивала в министерстве по управлению государственным имуществом и у курирующего вице-губернатора: «Мне ходить на работу?». Мне отвечали: «Конечно! Работайте! Просто у нас традиционно длинная бюрократическая процедура продления. Все будет нормально…». В конце концов, контракт продлили на год.
В этом году ситуация повторилась. Поэтому я продолжала работать, руководствуясь сложившейся традицией.
Так что мое обращение в суд – своеобразный протест против такого обращения с людьми, против коротких контрактов, разрушающих государство и ущемляющих достоинство. И судебная практика на моей стороне.
– А как вы считаете, что вы не успели сделать?
– Многое. Например, создать вместе с белорусскими специалистами агропромышленный парк в Урюпинске. Чтобы получить отдачу от инвестора в размере, например, одного миллиарда рублей, необходимо сначала вложить порядка 100 миллионов в создание необходимой инженерной инфраструктуры, обеспечить инвестору выгодные условия работы.
Разговор о территориях социально-экономического развития в виде региональных индустриальных парков, агропромышленных парков, технопарков и бизнес-инкубаторов при вузах идет давно. Волгоградская область отстала на 6–7 лет. Мы не смогли принять участие в федеральных конкурсах на софинансирование инфраструктуры, т.к. в областном бюджете не предусмотрели необходимые средства.
Нам постоянно заявляли «С деньгами работать может каждый, а вы попробуйте без денег…». Не знаю, плакать или смеяться! Тем не менее за прошедший период маленьким коллективом Корпорации развития проведена большая аналитическая работа по разработке Стратегии создания сети территорий социально-экономического развития Волгоградской области. Мы собрали воедино разрозненную информацию об идеях и проектах их создания в регионе, и привязали к конкретным местам. Мы разослали стратегию по министерствам и ведомствам и не получили ни одного ответа.
Мы пытались быть энерджайзером региона, пытались всех расшевелить, разбудить. И, видимо, надоели…
– Можно подробнее? Что это за документ?
– Стратегия создания сети территорий социально-экономического развития Волгоградской области отвечает на три вопроса: что делать? как делать? что из всего этого должно получиться?
– И что делать?
– Нами обозначены точки привлечения инвестиций, потенциальная специализация этих точек и в ряде случаев выявлены компании, которые нужно убедить прийти и работать в Волгоградскую область. Это не фантазии, а результат встреч с владельцами и управляющими бизнесов, проектировщиками, инженерами, экономистами и финансистами.
– Как делать?
– Во-первых, создавать современную инфраструктуру за счет средств регионального и муниципальных бюджетов, инвестиционных программ энергетических компаний, средств Федеральных целевых программ, привлечения софинансирования СБ РФ (в рамках программы «Новая индустриализация»), ВЭБ, Россельхозбанка. Во-вторых, поддержать проекты, в реализации которых регион особенно заинтересован через софинансирование их стартапов на территории Волгоградской области из Фонда прямых инвестиций, который необходимо создать в структуре Корпорации развития. Так, в частности, можно решить проблему ОАО «Волгоградский завод тракторных деталей и нормалей» и приступить, наконец, к созданию агропромышленного парка в Урюпинске.
– Что из этого получится?
– Четыре региональных индустриальных парка, где будут созданы рабочие места в новых для Волгоградской области отраслях экономики. Четыре реконструированные промзоны, которым будет дана новая жизнь. Столица прошла этот путь через редевелопмент «Винзавода», фабрики «Красный Октябрь», АЗЛК. Сейчас процесс идет в регионах. Особенно интенсивно – в Новосибирске, Ростове-на-Дону, в Перми.
Мы запланировали создать три агротехнопарка, на территории которых будут реализованы проекты импортозамещения. Два бизнес-инкубатора и один технопарк при вузах, где студентам и выпускникам будут созданы условия для быстрого создания собственного бизнеса. Я хочу подчеркнуть, что все это не быстрый процесс. Ульяновская и Калужская области начали его в начале 2000-х, и только сейчас пожинают результаты. Мы, ввиду низкого уровня межведомственного и межотраслевого взаимодействия, все эти годы находимся на низком старте – дискутируем и убеждаем друг друга в очевидном.
– В каком состоянии Корпорация сейчас?
– Два года под моим началом Корпорация работала с прибылью, выполняла утвержденные на балансовых комиссиях программы деятельности, был сохранен высококвалифицированный опытный коллектив. Более того, Корпорация сумела заработать на нескольких реализованных проектах, тем самым фактически обеспечив самоокупаемость. Я передала Корпорацию в отличном финансовом состоянии, подтвержденном ревизорами и аудиторами, с приличным остатком денег на депозитах и счету, огромным количеством наработок, планов, программ. И, честно говоря, мне немного грустно, что после моего ухода в июне были сменены курс, коллектив, стратегия... Посмотрим, что из этого выйдет.
– Что пожелаете новому руководителю ОАО «Корпорация развития Волгоградской области» Владимиру Ефимову?
– Только удачи! Это компетентный человек, начавший карьеру в промышленности. Думаю, он способен оценивать проблемы как с позиции инвестора, так и с позиции власти. Искренне желаю успешной работы. А недоброжелателям хочу заметить, что место гендиректора «Корпорации развития Волгоградской области» медом не намазано.
Беседовала Ольга Попова
http://oblvesti.ru/articles/society/glavnyi-princip-iriny-bobrovoi.html